В УФНС России по Кировской области проведен анализ результатов работы по легализации налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам, проводимой в рамках масштабной деятельности по легализации теневой заработной платы и устранение неравных конкурентных условий для работодателей.
При теневой заработной плате часть суммы выплачивается официально, ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается в конверте и, как правило, документально не фиксируется. Сотрудники, получающие такую зарплату, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) только с дохода, который прописан в трудовом договоре, то в бюджет поступает меньшая сумма по сравнению с отчислениями с полностью белой зарплаты. В итоге доходы бюджета сокращаются, что в свою очередь негативно влияет на состояние экономики региона и качество жизни населения.
По результатам проведенной аналитической работы Управлением установлены факты выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда и ниже уровня среднеотраслевого показателя. Напомним, минимальный размер оплаты труда в Кировской области с 01.01.2024 года составляет 22 128,30 рублей.
Обращаем ваше внимание, что, выплачивая заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда работодатель нарушает статью 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Ответственность за выплату заработной платы ниже МРОТ установлена статьей 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Еще одной важной проблемой является уклонение работодателя от заключения трудового договора с работником. Таким образом, сотрудник рискует лишиться социальных гарантий. У него не идет трудовой стаж, он может рассчитывать только на минимальный размер пенсии, отсутствует возможность получить в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, воспользоваться имущественными и
социальными вычетами. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников, но полностью или частично не
отражают сведения данных работников в отчетности и не исчисляют с выплаченного дохода НДФЛ и страховые взносы, предусмотрена ответственность (статья 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Информация передается налоговыми органами в Прокуратуру города Кирова для привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уклонение от оформления
трудового договора. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В рамках проводимой работы сотрудники налоговых органов организуют отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах; проводят аналитические и контрольные мероприятия; направляют информационные письма плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую
отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам.
По состоянию на 01.01.2024 года в ходе анализа налоговой отчетности по страховым взносам выявлено порядка 12 тысяч плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого показателя. В рамках работы территориальных комиссий заслушано 1269 налогоплательщиков-налоговых агентов, выплачивающих заработную плату работникам ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», проведено 324 межведомственных информационных визита в целях информирования граждан и работодателей о рисках и последствиях сокрытия заработной платы, а также выявления фактов использования работодателями наемного труда работников без оформления с ними трудового договора, организовано 167 индивидуальных бесед с работодателями.
В результате, сумма дополнительных поступлений всего по НДФЛ составила 169,8 млн рублей, в том числе, в результате заслушивания на заседаниях межведомственных комиссий, проведения информационных визитов и индивидуальных собеседований - 28,5 млн рублей. Сумма дополнительных поступлений всего по страховым взносам – 386 млн рублей в том числе в результате проделанной работы - 70,6 млн рублей.